in_es: (Default)
[personal profile] in_es
На заре моей ЖЖ-шной жизни, то есть три года с лишним назад, попался мне пост одной талантливой блогерши об отношении народа к профессионалам. Ее талант характеризуется хотя бы тем, что я до сих пор не могу забыть тот пост и комментарии к нему (хотя она и не профессиональный писатель, кхм). В своем тексте она возмущалась недоверием к профессионализму и профессионалам, причем во всех сферах. По ее мнению, необходимо доверять профессионалам и иметь дело исключительно с ними. Не может домашняя хозяйка готовить лучше, чем повар в ресторане, не может хорошо знающий город водитель ехать лучше шофера такси, не может родитель разбираться в педагогике лучше учителя и т.д. Хотя сама она уже несколько десятилетий - жительница Соединенных Штатов, но ее недоумение относилось в основном к россиянам. Основной же пафос ее был направлен по отношению россиян к врачам. Ее бесило   беспокоило, что россияне вместо обращения к врачу верят народным средствам лечения и бросаются покупать те или иные средства только потому, что такое-то лекарство "помогло тёте Мане". "Вот я, - рассуждала блогерша, - училась 6 лет стоматологии, работаю в этой области около 30 лет, а тут даются какие-то советы космического масштаба и космической же глупости, и люди им верят вместо того, чтобы верить врачам!"

Комментарии - по закону жанра - были исключительно в поддержку поста. Нашлись френды, которые утверждали, что всю жизнь доверяют водителям такси и никогда их никто из них еще не обжулил и не вез более длинным путем с целью заработать денег. Нашлись френды, которые утверждали, что только в ателье можно заказывать одежду, так как вызывающиеся пошить тебе пальто соседки только портят материал. Разумеется, немало возмущения было отправлено по адресу доверчивых пациентов, обращающихся к соседям или деревенским бабкам за лечением.

Я не знала, что и думать. Моя мама стала почечницей в 3 года в результате врачебной халатности. Вся ее дальнейшая жизнь протекала более благополучно, когда она не слушала советы врачей. Вылечилась она самолечением. Только самолечение помогло ее подругам - почечнице, астматичке улучшить здоровье и прожить гораздо больше лет, чем им было обещано врачами. На каждом шагу, в жизни, в книгах и на страницах советских газет я сталкивалась со случаями безобразных врачебных ошибок, наплевательским отношением врачей к больным. В ЖЖ таких случаев в современной и советской жизни описано немало.
Разумеется, нельзя ставить на одну доску талантливых врачей с бездарями и неучами в белых халатах. Слава богу, в основном врачи помогают людям. Причем именно в СССР врачи были прекрасными диагностами, ведь аппаратуры у них зачастую не было. Но если весь народ предпочитает не идти к врачу, а обращаться к "тёте Мане", то это свидетельствует об уровне не народа, а медицины.
Мой отец, а теперь и мой муж никогда не говорили/не говорят шоферу такси адрес, а просят ехать "прямо, сейчас направо, а на следующем светофоре налево". Когда они поступали иначе, их везли "из Ленинграда в Москву через Владивосток".
Моей маме платья в ателье портили не раз.
Парикмахеры ее уродовали не раз.
Бабушка так сильно мучилась при ремонтах, что мама купила книжку о ремонтировании квартир, выучилась красить стены, штукатурить, белить потолки, клеить обои и делала ремонт и у нас, и у бабушки до конца своих дней. Мастеров вызывать было бессмысленно. Они только брали деньги, а делали все спустя рукава или не делали вообще.

Вскоре после того поста вышеупомянутая блогерша начала делать ремонт в своем доме. Началась эпопея жалоб на американских ремонтных рабочих. Они переделывали ей все по нескольку раз, портили, исчезали, использовали не ту краску, что было условлено, то есть вели себя совсем по-советски. Меня очень подмывало спросить у нее, не потеряла ли она веру в профессионалов, но я предпочла этого не делать.

Как-то я вызвала такси в фирме, базирующейся в 1 км от моего дома. Живу я на одном из центральных проспектов. Я ждала машину 15 минут, а позвонив снова диспетчеру, услышала, что шофер ждет меня тоже давно по указанному адресу, и там нет никаких жилых домов. Уточнив, что он услышал от меня адрес правильно, я вспомнила тот пост о профессионализме и отменила заказ.
Сев в проезжавшее мимо такси и сказав адрес, куда мне было нужно, я с изумлением увидела, что водитель пропустил сначала один нужный поворот, а потом другой, и очутился во вполне ожидаемой пробке. Когда я - немножко нервно, ведь такси не вызывают, когда никуда не спешат, - спросила у него, почему он выбрал эту дорогу, он тормознул и резко попросил меня выйти, а он-де даже не возьмет с меня деньги за те 500 м, что мы уже проехали. Я опять вспомнила пост о профессионалах.

Недавно мне попалась автобиографическая книга. Автор позиционирует себя как профессиональный писатель. С горечью я то и дело натыкалась в этой книге на словечко "но", стоящее в начале предложения, по 2-3 раза в одном абзаце. Мертвый текст, удручающий язык. И вспомнила блестящие тексты непрофессионалов: Лады Исуповой, Владимира Зисмана, Натальи Волнистой, Керен Певзнер,  [livejournal.com profile] colonel_bob

Десять лет тому назад я прочла книгу Соломона Волкова "История культуры Санкт-Петербурга". Красной линией в ней проводится мысль о профессионализме петербуржцев во всех областях, особенно, конечно, в искусстве. Это всячески подчеркивается, до назойливости. Волков давно живет в Америке. Почему его так волновала проблема профессионализма? В книге американца Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить» и «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" там и сям мелькали примеры людей, которые нигде не учились, а стали успешными людьми, руководящими большими коллективами, в частности, учеными, профессорами, академиками. Причем этим людям нисколько не стыдно, что они руководят учеными, будучи малообразованными. Наоборот, Дейл Карнеги ставит их в пример.

В Израиле мы выучили одну простую истину: хочешь, чтобы было хорошо - делай сам. Скорее всего, надо становиться профессионалами широкого профиля. А было бы хорошо, чтобы каждый делал свое дело. Профессионально. А вы как думаете?

Date: 2016-05-16 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Истина, по-моему, как всегда, посередине. "На бога (врача, профессионала) надейся - а сам не плошай". Диплом и апломб не делают человека профессионалом. Так что доверяй, но проверяй. Даже сами врачи всегда посоветуют получить альтернативное мнение и слово "консилиум" я впервые в жизни услышала именно в контексте врачебном. Так что каким бы не был профессионал хорошим, он человек, то есть может ошибиться, напиться, накуриться, поругаться с женой или начальником и сделать ляп. Но великолепных профессионалов можно и нужно уважать, почитать и носить на руках, потому что сделать операцию мы сами себе все равно не сможем, протянуть линию электропередачи или выкачать туалет на улице - тоже. В Англии тоже профессионалов почитают куда больше, чем в России, но зато и профессионалы здешние гораздо профессиональней. Потому что они работают на себя и их репутация - их заработок

Date: 2016-05-16 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Согласна. Но очень устаешь, когда постоянно контролируешь специалиста. Куда спокойней было бы довериться.

Date: 2016-05-16 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
надо просто искать профессионального профессионала
наличие диплома ни о чем не говорит

Date: 2016-05-16 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Прекрасная формулировка!

Date: 2016-05-17 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
самое наежное когда челвоек должен просто делать одну деталь, как на заводе Форда

но все остальное-это уже индивидуальное мышление, талант, характер итд итп

Date: 2016-05-17 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] sveta-yan.livejournal.com
Все же врачам я доверяю больше, чем тете Мане.

Date: 2016-05-17 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
В общем и целом это абсолютно верно!
Тут уже дали рецепт: доверять профессиональным профессионалам!

Date: 2016-05-17 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] gilman-halanay.livejournal.com
А мы думаем так. Все, что умеешь и на что есть силы, делай сам. А что не умеешь, доверяй профессионалам, но только по рекомендации тех, кто этот профессионализм проверил на своей шкуре. Именно поэтому так популярно сообщество потребитель.
А эта блоггерша - зубной врач - скорее всего или столкнулась с дремучей темнотой, которая, таки да, встречается среди пациентов, или ее кто-то обошел на повороте.
Вот как-то так.

Date: 2016-05-17 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Доверяй, но проверяй! И доверяй профессиональным профессионалам! Согласна! (а что можешь - делай сам)

Date: 2016-05-17 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
У меня когнитивный диссонанс.

Я училась 5 лет на инженера-электрика и 8 лет работала в СКБ и на заводе. Я профессионал в электричестве?
23 года я преподаю иврит. Автор методики. Написала 14 учебных пособий по ивриту. Меня никто и никогда не учил ивриту. Я зарабатываю деньги, преподавая иврит. У меня хорошие отзывы и благодарные ученики. Я профессионал в иврите?
Я написала 12 детективов, 1 роман-фэнтези, пару публицистических книг. На свои деньги я издала только одну книжку для подарков. Все остальные книги изданы в России и Израиле и выдержали переиздания. Я получила гонорары. Меня никто не учил писать книги. Я профессионал в литературе?
Я написала 5 кулинарных книг. Я вкусно готовлю. Меня никто не учил кулинарить. Я профессионал в поварском деле?
Я преподаю компьютерные науки на курсах разных уровней: талантливым детям-первокласникам, умственно отсталым, госслужащим с высшим образованием, бедуинским девушкам, хроническим безработным, преподавателям компьютеров. Я прошла курс в колледже. Я сдала экзамен на получение международного сертификата преподавателя компьютерных дисциплин, и получила две лицензии на преподавание, от министерства образования, и министерства экономики. Я профессионал в преподавании компьютеров? Меня никто не учил преподавать.
Я выиграла два международных конкурса фотографии. Меня никто не учил фотографировать. Я профессионал в фотоделе?
Я за семь лет работы в издательстве отредактировала и создала из рукописей десятки книг, нарисовала к ним обложки. Я прошла курс фотошопа. Меня никто не учил верстке, редактуре, корректуре. Русский язык я учила в школе. Я профессионал в издательском деле?
Я - блоггер, у меня десятки тысяч читателей, одним блогом об иврите я зарабатываю деньги. Я никогда не получала ни от кого деньги за рекламу, я никогда не занималась раскруткой своего блога и никогда не стремилась в топ. Я исключила себя из всех рейтингов. Я профессиональный блоггер?
И, наконец, у меня два сына. Меня никто никогда не учил воспитывать детей.

Спасибо, дорогая, что навела меня на это размышление.
Ах, да. И я - нарцисс. Имею право.

Date: 2016-05-17 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Наверное, на этот вопрос ответ должен дать профессионал? :)) Важно выработать критерии профессионализма и ты сама их дала.
Учился (вот тут интересно, сам ли учился или обязателен диплом; с другой стороны, как мы видим, диплом не подразумевает качества знаний и умений).
Работал - зарабатывал этим деньги. Тут вообще поле для обсуждения. Мало ли какие шарлатаны зарабатывают деньги своими махинациями. Мало ли таких горе-специалистов, которые зарабатывают деньги своей горе-работой. Я заплатила соседке за то,что она мне сшила шубу, но качество ее работы оставило желать лучшего. То же и в ателье!
Качество работы - кто его определяет? Клиенты? Коллеги? Пианист произвел фурор, зал рукоплещет, коллеги морщатся. Тоже вопрос.

Date: 2016-05-17 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
в Искусстве понятие профессионализма размывчато. Скорее всего оно сводится к тому, что человек-классный ремесленник. Но при этом он может быть не особо одарен как " художник". Грубо говоря, профессиональный керамист сможет сделать 40 горшков одинаковых, а непрофессиональный не сможет.

Date: 2016-06-07 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Вспомнила двух дилетантов: Мусоргского и Бородина. Стравинский тоже таковым считается вроде бы.

Date: 2016-06-07 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
ну это гении, их обсуждать в контексте профессионализма нереально
еще Ван Гог и Гоген и многие другие ....

Date: 2016-06-07 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
Стравинский учился у Римского
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] kirulya сослался на вашу запись в своей записи «У меня когнитивный диссонанс (http://kirulya.livejournal.com/4792943.html)» в контексте: [...] Это коммент на пост "О профессионализме" [...]
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Ты ставишь правильные вопросы. Интересно, как на них ответят люди. Специалисты по этому вопросу (профессионалы) есть?

Date: 2016-05-17 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
Наверное, было бы хорошо безоговорочно доверять профессионалам, но в идеальном мире))). Где каждый бы точно знал, что тот профессионал профессионален, скажем так. :) И что он при этом ещё абсолютно честен: те же таксисты нередко знают, как довезти побыстрее, но им же это невыгодно. Иногда и врачи (профессионалы, но в условиях платной медицины) могут посоветовать что-то дорогостоящее и хорошо, если безвредное (я сталкивалась). О тех "профессионалах", которые всё знают лучше клиента и делают по-своему, я и не говорю, имя им легион: парикмахеры, портные и прочие.
Поэтому я всегда бдительна. :)
Иду к врачу, получаю диагноз - и тут же иду к другому врачу за подтверждением. :)
С чем могу справиться сама - предпочитаю справляться без "профессионалов". :)

Date: 2016-05-17 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Ты знаешь, я еще вот что подумала. Я ведь теперь работаю в медицине, и мне смешно бывает, когда пациент, начитавшись в интернете о стоматологии, начинает указывать врачу,как его лечить и какие материалы использовать. Типа:
"А вот предыдущий врач мне всегда проверял зубы синей бумажкой. А ты почему не сделал этого?"

Date: 2016-05-17 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
Нет, до такого я не дохожу, это мелочи жизни. Но если мне врач говорит, что нужна операция, то я беру тайм-аут и да - перепроверяю.

Date: 2016-05-17 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Молодец!
Я вообще-то не про тебя.
Кстати, я тебя там не упомянула в ряду пишущих блестящие тексты. Я подумала, ты филолог, тебе и карты в руки, сам бог велел писать, писать и еще раз писать.

Date: 2016-05-17 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
И правильно не упомянула: не знаю, как у меня обстоят дела с блеском))), но насчёт "что-нибудь написать" я как раз профи. :)

Date: 2016-05-17 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
У тебя блестящие посты (мне нравятся особенно на темы о родственниках) и прекрасные романы!

Date: 2016-05-17 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
Спасибо!
Я пишу и рассказы, и либретто, и статьи, и всякое... как Чехов, "кроме стихов и доносов"!(с))))
И больше ничего не умею - профессионально.

Date: 2016-05-18 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] eternele.livejournal.com
Упомянутая блогерша и права, и не права одновременно. С одной стороны, человек, получивший квалификацию и/или опыт в определенной деятельности, набил шишек на многих вещах и может избежать многих подводных камней. С другой стороны, он не мог набить все возможные шишки. Как проехать конкретно к моему дому, я могу знать лучше водителя такси, в том числе и все возможные объезды. Как готовить яблочный штрудель, я могу знать лучше повара, если я делала его десятки раз, а повар специализируетсяся на супах или мясе. В общем, повар, конечно, будет готовить больше блюд, чем я. Но те блюда, которые я знаю и люблю, есть вероятность, что я буду готовить лучше.

С медициной всё очень сложно. У меня есть знакомый врач, который мне как-то за бокалом признался, что он в шоке, как мало знает медицина о диагностике в наше время. Что гораздо проще спасти человека на грани смерти, чем поставить верный диагноз человеку, которого что-то беспокоит, но не сильно. Хотя моей матери тоже поставили как-то неверный диагноз (кажется, кисту вместо внематочной беременности), и если бы реализовали назначенное лечение, то убили бы. К счастью, она не поверила и пошла к другому врачу, который ее спас. Тут проблема в том, что статистически врачи спасают больше, чем калечат, но когда идёт об отдельных людях, они могут стать жертвой врачебной ошибки, а могли бы и не стать, если бы, например, спросили мнение другого врача.

Date: 2016-06-07 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Согласна. Кстати (некстати) спасибо вам за препарат магния. Действительно, из аморфной амебы он делает из меня энергичного человека.
И идея с вакуумными мешками привела меня в восторг. То есть все вещи, которые я хочу взять в отпуск, я запакечиваю в вакуумный мешок и большой чемодан мне больше не нужен? Прелесть!

Date: 2016-06-07 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] eternele.livejournal.com
Всегда рада помочь!

Вакуумные мешки отлично подходят для объемных и легких вещей - подушки, пуховики, кофты. Пишут, что с футболками, например, они менее эффективны.

Date: 2016-06-07 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Ясно, спасибо!

Date: 2016-05-26 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-vr.livejournal.com
Я думаю, что есть много областей, где профессионалами становятся через личный опыт, без базовых знаний. Но в других профессиях, как-то: музыканты, врачи, химики, физики, математики, оперные певцы - там обязательно нужна "школа".
А в большинстве ремесел (и в ряде искусств) профессионалом можно стать, пройдя любительский уровень.

Date: 2016-06-07 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Да, и вот примеры: Мусоргский и Бородин. Среди художников тоже попадаются...

Date: 2016-06-07 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-vr.livejournal.com
Про Бородина знаю, что был химик. А про Мусоргского лишь то, что любил выпить :).

Profile

in_es: (Default)
in_es

March 2022

S M T W T F S
  12345
678910 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 12:38 am
Powered by Dreamwidth Studios