in_es: (Default)
[personal profile] in_es
Существуют разногласия, к чему была приурочена огромная выставка картин династии Пластовых: к 120-летию со дня рождения Аркадия Пластова или к дню открытия саммита G20. Вот что пишет Кира Ь-Долинина в газете Коммерсантъ. Ее статью я перемежаю иллюстрациями.

В Государственном Русском музее, похоже, свято уверены, что главные политические события международного уровня, проходящие в Петербурге, надо встречать персональными выставками Аркадия Пластова. Может, это примета такая, ведь Тегеранская конференция, на которой Рузвельту и Черчиллю демонстрировалось пластовское полотно "Фашист пролетел", прошла для советских властей чрезвычайно удачно. В 2006 году саммит лидеров стран "восьмерки" прошел в сопровождении ретроспективы Пластова. А теперь, день в день с открытием саммита G20, все тот же Пластов заполонил городские афишные тумбы. Понятно, что никто из глав государств в ГРМ в эти дни не заглянет, но чем черт не шутит: в 1944-м второй фронт открыли, по легенде, как раз под влиянием трагической композиции Пластова — может, и сегодня как-то сирийская проблема разрешится.
Эта кампания, конечно, все-таки из разряда анекдотических совпадений, а вот идея открыть в 2013 году выставку, на которой зрителя прямым ударом в лоб встречает огромный пластовский "Колхозный праздник",— это уже совсем не шутка. Картина и без исторических коннотаций сильная — безумное нагромождение людей, цветов, еды, питья, белых зубов, светящихся глаз и розовых щек грозит головокружением.


«Колхозный праздник», 1937.

Но основная проблема тут в дате — все это абсолютно неприличное изобилие написано в 1937 году. И написано художником, который большую часть из прожитых им к тому времени 44 лет провел в родной деревне Прислонихе Симбирской губернии и который лучше других, городских, врунов знал, что такое советская деревня 1930-х годов. Жуткая совершенно вещь. Как жуткой становится невинная вроде бы, почти пасторальная сценка с крестьянскими детьми, когда читаешь год (тот же 1937-й) и название, в 1937-м вряд ли ассоциируемое с чем-то мирным,— "Тройка".



Проживший свою особую жизнь на страницах всех советских учебников "Родной речи" Пластов почти исчез с поля зрения в конце 1980-х. В 1990-х о нем вспоминали разве что студенты, которым преподавали советское искусство, да в страшных своих снах пострадавшие от сочинений на темы его картин особенно впечатлительные бывшие советские школьники. В 2003-м в Москве показали его большую ретроспективу. Тогда критики смогли разглядеть в нем страстного и талантливого живописца от Бога, который, что бы ни писал, писал именно живопись. В 2009-м те же вещи уже смотрелись мрачнее — живопись Пластова вообще-то грязновата и нарочита, а вот лицедейства и приспособленчества в ней хоть отбавляй. Воздух явно сгущался. В 2013-м умение лгать так нагло и в лицо, как это делал Пластов, выглядит отвратительным. Рассказы о том, что мужик он был хитрый и умел прикинуться диким, немного не от мира сего деревенским бирюком, многое объясняют, но брезгливости не стирают. Да, ему можно было то, чего другим советским классикам не дозволялось, в первую очередь писать обнаженную натуру в промышленных количествах. Мол, он так к природе близок, а ню эти и есть сама природа. Да, Лениных он не писал, партсъездов тоже, но ведь, странное дело, и ню эти, и даже пейзажи как-то особенно нарочиты и лиричностью своей надрывны.
Аркадий Пластов, конечно, никаким диким мужиком не был. Он учился в Москве у Машкова, Корина, А. Васнецова, многого явно в столице насмотрелся, и собственные вещи его об этом рассказывают довольно подробно. Знаменитое "Купание коней" — густо замешанная смесь из Сезанна, Петрова-Водкина и столь модного в России рубежа веков Беклина.


Все (не все, но есть и такие - И.З.) крестьяне на полях у Пластова родом из Милле.
Жан Франсуа Милле (1814-1875). Сборщицы колосьев



Аркадий Пластов. Сбор картофеля

Не увидеть в пластовских обнаженных кисть поклонника Ренуара может только слепой.
Трактористки. Впрочем, не знаю, может быть, Кира Долинина имела в виду «Весну»?

С таким набором художественных предков выжить в Союзе советских художников было и впрямь непросто. Пластов выработал несколько защитных приемов: его ню равны фруктам, это почти всегда немного натюрморты. Его пейзажи стигматизированы значимым металлом вроде трактора. И всем его полотнам нужны подпорки в виде идеологически правильного названия. Последняя традиция идет от передвижников, которые и чисто поле могли так обозвать, что всем становилось понятно, что эта картина о судьбах бедной их родины.

«Слепые». Березовая посадка произвела на меня большое положительное впечатление . Простор, чистота, простота. А что они слепые, это надо вглядываться.

В целом же, глядя на метры и метры этой тяжелой, перенасыщенной цветом и краской живописи, понимаешь, что главный урок выживания Пластову дало барокко — искусство смешения несмешиваемого, искусство двойного и тройного дна, многословное и многофигурное, дозволяющее художнику быть низким в лести и высоким в лирике. Конец статьи.

«А все-таки он был высоким в лирике?» - спросила я себя и, пораздумав, ответила: «Да, там, где она есть».

- Первый снег
А что до двойного и тройного дна, то прав Артем Ланденбург, написавший: «Жители колхозной Прислонихи, трактористы, косцы, пастушата, девушка с велосипедом живут вне истории, в идеализированном мире девственной природы и свободного труда».

Я очень странно чувствовала себя в залах Пластова среди его многочисленных полотен (всего художником написано более 10 000 картин). Многие картины казались мне мертвенными. Портреты крестьян довольно точно передают мрачность и непомерность их труда: они темны, суровы, трагичны. Но вот вышеупомянутая березовая роща и некоторые другие пейзажи – хрустально прозрачны, нежны и проникновенны. А когда снова поворачиваешься к пшеничным полям и видишь тщательно выписанное каждое зернышко в колоске, становится душно. Об особенности мировосприятия Аркадия Александровича, потомственного живописца, благословленного настоятелем духовной семинарии послужить народу как художник, говорят его слова, запомнившиеся внуку. Когда в тридцатые годы XX века у него на глазах рвали и выкидывали из храма иконописные полотна, написанные его дедом и прадедом, внук, будущий народный художник СССР, сказал об этом варварстве:
«Цветно и нарядно падали к моим ногам древние образа, писанные дедом».

«Ах!» - я воскликнула, подойдя к нескольким детским книжкам, иллюстрированным А.Пластовым. Я сразу вспомнила свои детские книжки! Как я их любила! У меня был «Белолобый» А. Чехова с рисунками, как выясняется, А.Пластова, и «Три рассказа» М. Пришвина





Иллюстрации к «Капитанской дочке» можно посмотреть тут http://portal-bg1.ning.com/profiles/blog/show?id=4155162%3ABlogPost%3A137739&commentId=4155162%3AComment%3A162557&xg_source=activity
http://ic.pics.livejournal.com/shankosha/24721921/108285/108285_600.jpg - с сайта И. Шанько

Сейчас оказалось, что А. Пластов писал также акварели православной тематики, тайно хранившиеся на чердаке, ныне обнародованные семьей покойного художника. Они написаны в том же ключе, как и знакомые нам картины.

- Служба на Страстной

– Пасхальный натюрморт, 1920-е годы.
Резко выделяются на выставке иконы деда Аркадия Пластова, Григория Гавриловича Пластова (1831—1887). церковного живописца и талантливого архитектора (по его чертежам в Прислонихе была построена церковь, им же расписан иконостас).
- Икона Михаила Архангела работы Г. Г. Пластова
- Богоявленская церковь в селе Прислониха, построенная Г. Пластовым, начало восстановления 1975, окончательный вид и роспись – девяностые годы, под руководством сына А. Пластова, Н. А. Пластова.
Живой струей на выставке семьи Пластовых оказался ряд пейзажей Е. Холодилиной, невестки Аркадия Александровича. «Пейзаж с белыми синицами», «В осеннем саду», «Ирисы», - её акварели притягивали внимание и создавали элегическое настроение.
Картины внука художника, Н.Н Пластова, на меня впечатления не произвели.

Date: 2013-11-23 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] dhyul.livejournal.com
10000 картин можно все сказать: и правду и ложь, и радость и муку. Бывают же такие - плодовитые :)

Так вот где разгадка!

Date: 2013-11-23 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Может, и правда, дело в количестве?
Мне как раз кажется, что когда 10000, то тут очень трудно быть искренним и вкладывать истину и сердце в каждое произведение... При том, что дело было поставлено на поток, чудо, что попадаются отмеченные печатью индивидуальности...

Re: Так вот где разгадка!

Date: 2013-11-23 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dhyul.livejournal.com
Думается, в этом случае рука пишет, а сердце уже свободно смотрит, куда вкладываться, куда не вкладываться :) Дух дышит, где хочет )

Re: Так вот где разгадка!

Date: 2013-11-23 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
И так может быть.

Date: 2013-11-23 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] alise84.livejournal.com
"«Колхозный праздник», 1937. Фильм «Кубанские казаки» - тот же год."( с) Фильм "Кубанские казаки" снят в 1949 году))

Date: 2013-11-23 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Спасибо за поправку, как всегда, я им рада.

Date: 2013-11-23 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alise84.livejournal.com
Пожалуйста)

Date: 2013-11-24 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] eltsa.livejournal.com
Очень люблю Ваши посты об искусстве. Всегда можно узнать что-то новое. На меня особенно сильное впечатление произвело полотно "Служба на Страстной".

И еще вызывает вопросы утверждение "В 2009-м те же вещи уже смотрелись мрачнее — живопись Пластова вообще-то грязновата и нарочита, а вот лицедейства и приспособленчества в ней хоть отбавляй. Воздух явно сгущался. В 2013-м умение лгать так нагло и в лицо, как это делал Пластов, выглядит отвратительным."

Почему непременно лгал? Я не знаток его творчества, поэтому не могу с уверенностью что-либо утверждать, но мне тоже представляется, что Артем Ланденбург верно подметил суть его произведений.

Date: 2013-11-24 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Спасибо. Мне тоже очень понравилась "Служба на Страстной". У него произведения разные. И автор статьи имела в виду, что сейчас помещать так много картин, прославляющих "свободный" труд советских крестьян, это тенденция нехорошая. Всем известно, что было не совсем так, как он рисовал, и что было гораздо больше другого. Также всем известно, что с дулом пистолета у виска, как жил народ в 30-е годы, попробуй что-то другое нарисуй.И эти просоветские картины мне лично мешали любоваться прекрасными лирическими его пейзажами. Есть у него чудесные! Но отвернешься к другой стене, а там...
Стоишь и руками разводишь.

Date: 2013-11-24 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] volha-l.livejournal.com
"Первый снег" у меня в школе был как синоним страдания )) Очень тяжело писалось сочинение почему-то, а потом еще и в художке на экзамене в билете вытянула ))

Date: 2013-11-24 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Мы никогда не писали сочинений по картинам, я с удивлением узнала, что такое бывало. Но я очень люблю снег, и для меня эта картина полна очарования.
Страдание? Да, вот она, волшебная сила искусства...

Date: 2013-11-25 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] volha-l.livejournal.com
Просто учительница все пыталась добиться от меня такого сочинения, как она представляла. А я то ли восприняла эту картину иначе, то ли не восприняла слова наставника..В общем, переписывала раза три. Последний- тупо списала с какой-то книги, получила 5 и с тех пор эту картину не люблю, хоть она и ни в чем не виновата.

Date: 2013-11-27 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] colonel-bob.livejournal.com
Служба на Страстной мне оч. нравится, а Весна с детства привлекала.
Между нами, я вообще не понимаю, как можно было в те времена жить, не то что писать. Я бы не смог.

Date: 2013-11-27 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Согласна. Я в детстве тоже ахала, с восхищением глядя на "Весну".
Просто сейчас я бы не все его картины вывешивала.
Но, может быть, такое напоминание тоже нужно.

Date: 2013-11-27 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] colonel-bob.livejournal.com
Кто мы такие, чтобы Народного художника СССР цензурировать?
Вешать - так вешать! Он старался.

Date: 2013-11-28 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Правильно! Этих же вешать надо! А мне - которые управляют! (анекдот этот знаете?)

Date: 2013-11-28 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Из брежневских времен. Приезжает крестьянин из села в райцентр, нужно ему вожжи для лошади купить. А тут все не так, как в деревне, ходит ошалелый, сдуру забредает в книжный магазин.
- Вам чего?
- Да мне бы вожжей...
Продавщица решает, что он так неправильно произносит слово "вождей". Ну, послали человека за портретами, украсить колхозный клуб к очередному съезду КПСС. Она ему заворачивает портреты членов политбюро.
- Ты что это мне заворачиваешь?! Этих же вешать надо, а мне - которые управляют!
И показывает руками движение, как он правит лошадью.

Date: 2013-11-28 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] colonel-bob.livejournal.com
Вожжи нужны... а на вожжах и повесить не грех!

Profile

in_es: (Default)
in_es

February 2026

S M T W T F S
1234567
89101112 1314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 13th, 2026 10:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios